В 2021 году Государственная автомобильная инспекция России отмечтила 85-летие со дня своего образования.
Еще в конце 20-х годов стало очевидно, что передышка между первой мировой, гражданской войнами и новым переделом мира будет недолгой. Поэтому все, чем жила молодая страна Советов в годы первых пятилеток, было подчинено достижению одной стратегической цели: в кратчайшие сроки, любой ценой из бескрайнего многообразия разобщенных территорий, национальностей и хозяйственных укладов построить монолитное государство, способное противостоять экономической блокаде и военной агрессии капиталистических держав.
Рождение социалистической индустрии и подъем сельскохозяйственного производства сопровождались бурным развитием автомобильного транспорта и дорожной сети. Возникла острая необходимость создания надежного инструмента государственного контроля и управления дорожным движением. Ранее существовавшие ведомственные механизмы распоряжения транспортом и дорогами, оказались более не в состоянии обеспечивать порядок и социалистическую законность. Потребовался специальный правоохранительный орган, который мог бы заставить граждан выполнять установленные правила дорожного движения и эксплуатации машин.
3 июля 1936 года приказом Народного Комиссара Внутренних Дел Советского Союза было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции. Этот день в истории нашей страны и принято считать официальным Днем рождения ГАИ.
Однако свою предысторию главная автомобильная служба России ведет от двух организаций, образованных несколько ранее и входивших в состав двух различных ведомств.
Отряды регулировщиков уличного движения, легендарные ОРУДовцы, появились в составе рабоче-крестьянской милиции еще в 1931 году, как развитие постовой службы. Автомобильная же инспекция, нацеленная на организацию работы автотранспорта, подготовку водителей и централизованный учет аварийности, была создана в 1934 году при Всесоюзном Центральном Управлении шоссейных и грунтовых дорог Союза Советских Социалистических Республик. Характерное для начального периода разделение функций и было упразднено в июле 36-го года. Государственная автомобильная инспекция стала структурным подразделением рабоче-крестьянской милиции. Главным специалистом ГАИ Татарстана был в то время энтузиаст автомобилизма, первый профессиональный шофер республики, - Филипп Филиппович Рудольф.
С именем этого замечательного человека неразрывно связаны первые целенаправленные шаги в деле организации автотранспорта республики. По инициативе и при непосредственном участии Рудольфа организован Казанский автодорожный , впоследствии – автотранспортный, техникум. Разработаны и опубликованы первые Правила движения по дорогам Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, установлены первые дорожные знаки и светофоры.
Еще до формирования ГАИ в структуре милиции, Филипп Филиппович Рудольф заложил основу службы – направления и методологию ее профессиональной деятельности, воспитал первых руководителей и сотрудников: Макарова, Войтовича, Исмагилова, Ирзина, Майорова, Уразманова, Евсюка, Коржика, Большакова.
До 1938 года Государственную автомобильную инспекцию Татарстана возглавлял старший лейтенант милиции Александр Макаров, а в период с 1939 по 40-й год ГАИ республики руководил капитан милиции Николай Войтович. Эти годы отмечены бурной индустриализацией городов и районов нашей родины. Автомобили становятся основным транспортным звеном народного хозяйства. Парк грузовых и легковых автомобилей стремительно пополняется современными моделями Горьковского, Московского и Ярославского автозаводов. Легковые автомобили впервые поступают в свободную продажу гражданам. Наряду с привычными трамваями, полноправными участниками городского движения становятся троллейбусы и автобусы.
Перед Госавтоинспекцией встают новые масштабные задачи: выявление и профилактика нарушений правил движения на городских улицах и автодорогах, надзор за перевозками в сельской местности, контроль технического состояния грузового и пассажирского автотранспорта. Газета «На страже» писала в то время:
«Годовой технический осмотр в 1939 году проведен с неплохими показателями. Процент охвата осмотром автомашин составляет по Казани 99,2. Некоторые госавтоинспектора добились 100-процентного охвата».
Но настоящее развитие ГАИ республики началось позднее - накануне Великой Отечественной Войны, когда руководство возглавил - Энвер Исмагилов.
В эти годы были созданы межрайонные центры ГАИ в Казани, Чистополе, Бугульме, Тетюшах, Арске и Набережных Челнах. Первые госавтоинспекторы республики обслуживали по 4-5 районов, выполняли огромный объем работы по учету и контролю технического состояния автотранспорта, организации движения, подготовке водителей, разбору дорожно-транспортных происшествий, пресечению и раскрытию преступлений.
За последний предвоенный год автоинспекция республики добилась внушительных результатов. По сравнению с 1939 годом количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 26 процентов, было выдано более 2,5 тысяч водительских удостоверений. На дорогах проверено свыше 14 тысяч автомашин. До 96 процентов был доведен охват автотранспорта техническим осмотром.
В годы войны Госавтоинспекция отвечала за бесперебойное движение на автодорогах, обеспечивала мобилизацию автотранспорта, безопасность перевозок военных и продовольственных грузов, соблюдение режима боеготовности гражданской обороны.
Взамен ушедших на фронт мужчин, ряды Государственной автомобильной инспекции пополнили женщины. На их плечи легла работа по учету и регистрации автотранспорта, подготовке водителей, и, конечно, регулированию дорожного движения. До сих пор с чувством глубокого уважения вспоминают ветераны ГАИ, самоотверженных женщин: Софью Кочергину, Любовь Краснову, Минруй Ахметшину, Веру Осипову.
60-е годы – Космическая эра нашей страны – это период организационного и технического развития службы Государственной автомобильной инспекции. Создаются основные профильные подразделения. В стране широко внедряются авто и мото- спортивные соревнования. Проводятся первые массовые пропагандистские и профилактические мероприятия в сфере безопасности дорожного движения. На вооружении инспекторов дорожного надзора появляются первые легковые автомобили, измерители скорости, мобильные радиостанции. Происходит кадровое укрепление службы. Вводятся в действие автомобильные права международного образца.
В эти годы службу ГАИ Татарской Автономной Советской Социалистической Республики возглавляли Петр Косолапов, Габдрахман Уразманов, Ефим Федоров, Алексей Парамонов.
70-80-годы отмечены дальнейшим расширением функций Госавтоинспекции и развитием ее материально-технической базы. Идет активная автомобилизация страны. Появляются новые модели массовых легковых автомобилей. В городах и районных центрах республики при отделах внутренних дел создаются отделения ГАИ. Прокладываются и обустраиваются новые улицы и проспекты, автомагистрали республиканского и союзного значения. Создаются подразделения ДПС: Дорожно-патрульной службы ГАИ, контролирующие основные транспортные артерии. В практику автоинспекции внедряются: электронно-вычислительная техника, автоматизированные комплексы приема экзаменов, приборы контроля технического состояния автотранспорта.
В составе ГАИ Министерства Внутренних Дел Татарстана начинает свою работу специализированное монтажно-эксплуатационное управление, которое обеспечивает широкое внедрение технических средств организации движения. В Казани на улице 1-го Мая построено административное здание ГАИ МВД ТАССР.
Республиканскую Государственную автомобильную инспекцию в эти годы возглавляли: Рафаэль Туктаров, Ринат Камалов, Иван Гафуров, Азат Усманов.
В 1992 году Отдел ГАИ Министерства Внутренних дел Республики Татарстан получил статус Управления. Началась новая эра в развитии службы.
90-е годы – это период настоящей научно-технической революции в службе Госавтоинспекции. Широкое внедрение компьютеров, разработка электронных баз данных и сетевых коммуникаций, оборудование станций государственного технического осмотра компьютерными стендами и приборами диагностики автомобилей. Освоение новой техники контроля дорожного движения и оснащение ГАИ высокоскоростными патрульными автомобилями лучших мировых автопроизводителей.
В республике создается Фонд Безопасности дорожного движения, обеспечивающий возможность реализации социальных, профилактических и пропагандистских мероприятий в сфере безопасности дорожного движения.
В 1997 году Управление ГАИ-ГИБДД Министерства Внутренних Дел Республики Татарстан возглавляет полковник милиции Рифкат Минниханов.
В 1998 году Государственная автомобильная инспекция - ГАИ была преобразована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД. Основополагающей идеей реформирования службы стало избавление от несвойственных Госавтоинспекции функций и повышение культуры взаимоотношений с участниками дорожного движения.
В канун 60-летия ГАИ были подведены первые итоги работы в новых социально-экономических условиях. К тому времени Госавтоинспекция МВД Татарстана, опираясь на Фонд безопасности дорожного движения и сильное молодое кадровое пополнение, начала внедрять информационные технологии, совершенствовать методы проведения государственного технического осмотра, развивать сеть передвижных и стационарных станций ГТО в городах и районах республики. Полк дорожно-патрульной службы УГИБДД МВД РТ, оснащенный передовой техникой, взял под надежный контроль все транспортные магистрали республики.
В детских образовательных учреждениях началось внедрение, разработанного в Татарстане регионального стандарта по обучению подрастающего поколения правилам и навыкам безопасного поведения на дорогах. Благодаря успешному решению принципиальных вопросов организации служебной деятельности, материального и социального обеспечения сотрудников, заметно укрепился престиж нашей службы.
В целом, к 60-летию ГАИ, была подготовлена база для эффективного решения современных задач по повышению безопасности дорожного движения и дальнейшего развития службы.
Вехи последнего десятилетия, которыми в канун нынешнего юбилея Госавтоинспекция МВД РТ по праву может гордиться, – это, прежде всего, созданная в республике система работы с гражданами - владельцами транспортных средств. Сеть из 35 станций государственного технического осмотра, 10 межрайонных отделов и групп регистрации автомототранспорта и приема квалификационных экзаменов охватывают все города и районы республики.
Повсеместно организован 12-часовой ежедневный режим работы этих подразделений, имеются современное диагностическое оборудование, пункты приема платежей, автостоянки. Оформление документов полностью автоматизировано.
Ежегодно в республике выдается более 60 тысяч водительских удостоверений и регистрируется свыше 150 тысяч различных транспортных средств.
Все подразделения Госавтоинспекции и контрольные посты милиции оснащены сетевыми компьютерными терминалами, что позволяет оперативно получать и передавать всю необходимую информацию.
Деятельность, созданного по инициативе Правительства республики Государственного учреждения «Безопасность дорожного движения» позволила наладить действенный контроль грузовых автотранспортных перевозок, эксплуатации дорог и придорожных полос, транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, обеспечения пропускной способности уличной сети городов, размещения объектов придорожной рекламы и сервиса. В лице РГУ БДД Госавтоинспекция МВД Татарстана получила надежный инструмент обеспечения безопасности жизнедеятельности дорожно-транспортного комплекса.
Особенно много сделано в последние годы по работе с подрастающим поколением участников дорожного движения. Приносит обнадеживающие результаты активное взаимодействие Научного центра безопасности жизнедеятельности детей, Фонда безопасности дорожного движения УГИБДД МВД РТ, подразделений пропаганды Госавтоинспекции с детскими образовательными учреждениями. Более трех тысяч кабинетов и уголков ПДД оборудовано в детских садах и школах республики. Более двух с половиной тысяч детей изучают правила дорожного движения и навыки управления транспортными средствами в картинговых, мотоклубах и классах ДЮАШ. Шесть с половиной тысяч школьников республики охвачены движением юных инспекторов.
Ежегодно по всему Татарстану проходят десятки массовых детских, и семейных мероприятий, направленных, прежде всего, на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Успехи и достижения юных картингистов, автомногоборцев и юидовцев Татарстана известны сегодня всей России.
Результаты профессиональной деятельности Госавтоинспекции, отмеченные в последние годы снижением тяжести дорожно-транспортных происшествий и, что особенно ценно, сокращением количества погибших в ДТП детей и подростков, свидетельствуют о том, что направления сегодняшней и приоритеты будущей работы Госавтоинспекции МВД РТ определены верно.
С октября 2016 года по 2022 год Управление Госавтоинспекции Министерства Внутренних Дел по Республике Татарстан возглавляет Ленар Габдурахманов.
С октября 2022 года по настоящее время Управление Госавтоинспекции Министерства Внутренних Дел по Республике Татарстан возглавляет Рустем Гарипов.
Последнее обновление: 30 ноября 2022 г., 15:44